Танатологический дискурс русской словесности конца Нового времени. Введение в апофатику культуры
-
53.03 €
-+
Исследование направлено на осмысление апофатического дискурса русской словесности. Монография является первым комплексным культурологическим исследованием вопросов апофатики русской литературы. Автор обращается к богословскому и философскому понятию апофатической традиции познания Божественного начала через отрицание и переносит его в поле исследования поэтики
A.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, С.А. Есенина, А. Платонова, О.Э. Мандельштама,
B. Хлебникова и других авторов. Апофатика русской художественной культуры составляет самый широкий объект исследования. Апофатика, древнее понятие, сегодня иррадиирует во все исследовательские гуманитарные парадигмы. Апофатическая традиция, которая проявляется в русской словесной культуре (имеются в виду и миф, и фольклор, и литература) на языковом уровне через такие лексемы, как «несказанный», «неведомый», «немыслимый», «невиданный» и т.д., через онтологический образ вечернего и невечернего света, столкновение дня и ночи, света и тьмы, тесно связана в русском варианте бытия с фольклорной традицией и, шире, фольклорным сознанием художников слова. Образы неведомого, незримого в русской волшебной сказке сопряжены с оборотностью мира, поисками «иного царства», «тем светом» и в конечном итоге — со смертью. Под апофатикой в литературе подразумевается проявление инобытия в художественном тексте, и связано это зачастую с парадигмой «Танатос — Эрос». Методология исследования: онтогерменевтический анализ художественного произведения, который направлен на высвечивание философских вопросов текста, выявление этоса жизни и смерти.
Результаты исследования могут быть использованы в вузовских лекционных курсах культурологии, философии, в спецкурсах по истории литературы XIX — начала XX века, в курсах по устному народному творчеству, а также в школьной практике.
A.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, С.А. Есенина, А. Платонова, О.Э. Мандельштама,
B. Хлебникова и других авторов. Апофатика русской художественной культуры составляет самый широкий объект исследования. Апофатика, древнее понятие, сегодня иррадиирует во все исследовательские гуманитарные парадигмы. Апофатическая традиция, которая проявляется в русской словесной культуре (имеются в виду и миф, и фольклор, и литература) на языковом уровне через такие лексемы, как «несказанный», «неведомый», «немыслимый», «невиданный» и т.д., через онтологический образ вечернего и невечернего света, столкновение дня и ночи, света и тьмы, тесно связана в русском варианте бытия с фольклорной традицией и, шире, фольклорным сознанием художников слова. Образы неведомого, незримого в русской волшебной сказке сопряжены с оборотностью мира, поисками «иного царства», «тем светом» и в конечном итоге — со смертью. Под апофатикой в литературе подразумевается проявление инобытия в художественном тексте, и связано это зачастую с парадигмой «Танатос — Эрос». Методология исследования: онтогерменевтический анализ художественного произведения, который направлен на высвечивание философских вопросов текста, выявление этоса жизни и смерти.
Результаты исследования могут быть использованы в вузовских лекционных курсах культурологии, философии, в спецкурсах по истории литературы XIX — начала XX века, в курсах по устному народному творчеству, а также в школьной практике.